30.06.2016 г.
Авторы:Асваров Б. М., Муртазалиева Г. А.
1.Предпосылки создания Дагестанской противочумной станции.
Анализ истории чумы показывает, что чаще всего чумные эпидемии на Кавказе являлись продолжением эпидемий, появившихся в странах Ближнего Востока.
Пути следования чумы по миру в периоды эпидемий уточнены. Известно, какие страны были поражены, и сколько жертв каждой из них принесла эта болезнь. Мнение об исключительно завозном характере чумы сохранялось до первой четверти 20века.
Вместе с тем, отмечались локальные вспышки чумы в разных странах, не связанные с большими эпидемиями. Локальные вспышки отмечались и в населённых пунктах в глубине Дагестанских гор, казалось бы, изолированных от внешнего мира. Возникал вопрос: откуда в этом случае появилась чума, где источник заразы?
В начале 20 века, когда была открыта природная очаговость чумы, началось активное изучение и выявление эпизоотий чумы среди грызунов, определение границ природных очагов.
В связи с этим были открыты в разных городах противочумные лаборатории, которые в 1922 году были объединены в единую противочумную систему.
Создание Дагестанской противочумной станции явилось новой страницей в истории борьбы здравоохранения региона с особо опасными инфекциями. Основанием для этого послужило, в первую очередь, признание вспышек чумы ещё в 19 веке результатом местного эпизоотологического процесса. Кроме того, были открыты эпизоотийные территории в Дагестане. А в Бабаюртовском районе имел место случай заболевания септической чумой охотника за сусликами, с летальным исходом.
Дагестанская противочумная станция была открыта в 1952 году в Махачкале. На сегодняшний день в её составе функционируют два отделения: В Кизляре и Будённовске. В истории Дагестанской противочумной станции много славных страниц. Обеспечение эпидемиологического благополучия в Республике и на подведомственных территориях (Чечня, Ингушетия, юг Ставропольского края) – главная задача, которую коллектив станции выполняет достойно вот уже в течение пятидесяти восьми лет.
2. Борьба с чумой в Северо-западном Прикаспии.
Важной вехой в работе Дагестанской ПЧС по борьбе с чумой явились масштабные мероприятия по оздоровлению очага в Северо-западном Прикаспии, включавшего в себя в то время территории Северного Дагестана, Юго Восточной части Ставропольского края, части Калмыкии и Астраханской области. В очаге ежегодно регистрировались вспышки эпизоотий.
На основании изучения эпизоотологии чумы в очаге Северо-западного Прикаспия, пришли к выводу, что для резкого снижения активности очага необходимо очистить территорию от основного носителя – малого суслика. Для этого требовалось провести дератизационные работы одновременно на обширной территории. Были начаты огромные по своим масштабам работы, по принципу сплошных очисток. Борьба с эпизоотиями в очаге проводилась в чрезвычайном порядке, с мобилизацией населения и формированием отрядов военизированного типа.
В результате этой грандиозной работы огромные пространства были очищены от м. суслика, тем самым, очаг был оздоровлен и десятилетиями не проявлял себя. Однако позже, в Прикаспийском песчаном и в Дагестанском равнинно – предгорном очагах, являющихся частью очага Северо – Западного Прикаспия, вновь стали регистрироваться эпизоотии чумы.
3.Об открытиях Дагестанской противочумной станции.
За годы существования Дагестанской противочумной станции, в результате эпизоотологического обследования территорий было открыто три природных очага чумы.
1. В 1971-1972 гг. был открыт Центрально – Кавказский высокогорный очаг (01), что послужило впоследствии причиной создания Кабардино – Балкарской противочумной станции, до того - бывшего отделения Дагестанской ПЧС.
2. Терско – Сунженский низкогорный очаг чумы (02) на территории Чечено – Ингушской АССР был открыт в 1970 году, и до начала военных событий в Чечне велась чрезвычайно активная и успешная работа по его обследованию и оздоровлению. Во время боевых действий в Чечне работа на территории этого очага продолжалась и была сопряжена с реальной опасностью для жизней наших коллег. Основной задачей в то время было проведение дератизационных работ в зоне разрушений и в лагерях беженцев. А в 2000 г. там вновь проводилось эпизоотологическое обследование, и в поселениях малого суслика была обнаружена чума вблизи населённого пункта Средние Ачалуки.
Временно работа на территории Терско – Сунженского очага была приостановлена, но уже с нынешнего года планируется возобновление наблюдения за этим очагом, развёртывание комплекса оздоровительных работ.
3. Дагестанский высокогорный очаг (39) – был открыт в 1976-1977 гг. С момента открытия очага, с 1976 года и по 2000 год, за исключением 1992 года, ежегодно выявлялись эпизоотии чумы среди поселений обыкновенной полёвки. Межэпизоотический период длился с 2001-2007 гг. А с 2008 г. года в Кулинском районе вновь ежегодно выделяется возбудитель чумы.
Итак, очаги чумы были открыты, определены их границы, описаны основные носители и переносчики, установлены закономерности сохранения чумной инфекции в природе. На протяжении всех последующих лет проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий на территории очагов.
4. Холера в Дагестане.
Начиная с 1961 года, по миру распространилась седьмая пандемия холеры, вызванная вибрионом Эльтор.
Первое появление холеры Эльтор в Дагестане произошло в 1970 году. Тогда, с 1970 по 1973 годы, заболело 58 человек и выявлено носителей – 131.
Начиная с 1987 года, в пробах воды из открытых водоёмов ежегодно выделялись культуры возбудителей, что свидетельствовало о постоянном поступлении возбудителя в водоисточники.
В 1993 году вновь была зарегистрирована вспышка холеры в Махачкале, связанная с завозом инфекции туристами из Пакистана.
В 1994 году в Дагестане вспыхивает эпидемия холеры, очень значительная по своей интенсивности и распространённости, с охватом 130 населённых пунктов и 9 городов. Было зарегистрировано 1 119 больных (15 летальных случаев) и 1240 вибрионосителей. Эпидемиологически установлен был завоз холеры из Саудовской Аравии.
Строжайший противоэпидемический режим, введённый в республике во время эпидемий, обязывал функционировать лаборатории станции в жёстком рабочем графике. Ситуация осложнялась тем, что из-за низкого санитарно-гигиенического уровня, сохраняющихся обычаев и ритуалов местного населения, передача инфекции осуществлялась контактно – бытовым и пищевым путями. Специалисты станции трудились в лабораториях в круглосуточном режиме, выезжали в районы – а их было 23(!), консультировали работников медицинских учреждений, организовывали, отчитывались, а главное, несли ответственность за эпидемиологическую ситуацию в республике, что означало тогда - ответственность за человеческие жизни. За этот период специалистами станции были подготовлены в республике десятки врачей – бактериологов и лаборантов по диагностике холеры.
На помощь республике в населённых пунктах Дагестана были выставлены СПЭБы Ставропольского, Саратовского, Ростовского противочумных институтов. Для ликвидации эпидемии в нашу республику выехали главные специалисты страны по холере. И, конечно, помощь коллег в тот сложный период была неоценима.
5. Работа станции по другим ООИ.
Помимо большой работы по чуме и холере станция проводит эпизоотологическое обследование территории и лабораторную диагностику по ряду других инфекций.
По Конго-Крымской геморрагической лихорадке работа ведётся с 2000 года. Установлено наличие природных очагов на территории Дагестана, изучен ареал, установлен основной переносчик – Hialomma marginatum, изучена роль других иксодовых клещей в передаче инфекции.
Проводится лабораторная диагностика иерсинеоза, бруцеллёза. Ведётся эпизоотологический контроль над территориями, неблагополучными по туляремии. Начиная с 50-х годов, ежегодно регистрируются случаи сибирской язвы. Лабораторной диагностикой сибирской язвы в республике занимается только противочумная станция.
Эпидемиологи противочумной станции проводят проверки противоэпидемической готовности ЛПУ во взаимодействии с Управлением Роспотребнадзора и городским отделом здравоохранения. Участвуют в качестве наблюдателей в тренировочных учениях с вводом мнимого больного в условиях, максимально приближенных к действительности. Учения проводятся как в городском масштабе, так и в республиканском, с участием главных врачей, эпидемиологов и инфекционистов всех районных больниц республики.
Станция сохраняет основной костяк своего коллектива, приходят и новые, молодые сотрудники. Сейчас приобретается новое оборудование для возможности проведения диагностики особо опасных инфекций на современном уровне. Специалисты станции постоянно работают над повышением своего профессионального уровня, принимают участие в научной работе.